тел. (495) 509 67 28Чехия 

Кафедральный собор Св. Варвары

Идея закладки фундамента Кафедрального собора в Кутна Гора скрыта в булах, то есть папских указах; первая булла 1381 года была де-факто строительной лицензией, в то время как последняя признавала иерархическое положение церкви в 1403 году. Строительные работы были начаты в 1388 году сразу за городскими стенами на скалистом утесе с великолепным видом на долину Реки Врчлице, с обнажениям самых богатых серебряных рудников и старой часовни, посвященной Святой Варваре, святой заступнице шахтеров. Первый архитектор был членом семьи Парлер (Parler) – Петер Парлер был главным архитектором Собора Святого Вита в Пражском Граде, а его сын Ян женился в Кутна Гора в 1389 году. С самого начала песчаник Кутна Горы из местных карьеров стал главным строительным материалом. Работы над собором прерывались в течение долгого времени войнами Гусситов и не были возобновлены до 1480-ых годов, когда богатая аристократия приказала местному каменному мастеру Ганушу продолжать строительство согласно оригинальным планам Парлера. Гануш закончил поперечные сводчатые проходы, кольцо часовен вокруг пресвитерии и оба крыла запланированного поперечного нефа. Оригинальные, консервативные методы, однако, не удовлетворяли представлениям современных компетентных строительных органов, и таким образом в 1489 году, они приказывали Матиашу Режсеку, автору Порошковой Башни в Праге, принять и продолжить работу над собором. Режсек начал устанавливать внешнюю систему поддержки, амвон, передвижной круг пресвитерии, и закончил алтарь в 1499 году. Его стиль показывает детали и маленькие декоративные элементы здания: типичный пример, гротескные статуи за пределами собора. Режсек умер в 1506 году, но работы продолжались согласно его планам. Главная модернизация прошла в 1512 году, когда муниципалитет заключил контракт с Бенедиктом Риедом (Benedikt Ried), известным прорабом Пражского Замка, который немедленно решил перекрыть главный неф. Его проект сводов создал большой зал по оригинальному плану с пятью боковыми крыльями согласно плану местности, фактически сооружая новые церкви с собственными алтарями, визуально отделенными от остальной части полом. Огромные стеклянные стены разработаны таким образом, чтобы преломить настолько много света, проникающего внутрь здания, насколько возможно, создавая неземное впечатление от натурального освещения. Склеп украшен четыре - и шести – сторонними звездами со сложным узором ребра. Риед умер в 1534 году, однако, работы были выполнены согласно его проектам, но в несколько более медленном темпе до 1558 года, когда городские власти решили определенно завершить строительство из-за нехватки финансов.

Большинство внутренних художественных оформлений Собора Святой Варвары датируется последней части Готического периода. Мастерская Режсека создала алтарь, святилище и перила пресвитерии с инициалами “W” и “L”, напоминания суверенов из династии Ягайло. Скамьи хора были сделаны резчиком Якубом Нымбурским (Jakub Nymbursky) между 1480 и 1490 годами. Шедевром искусства является художественные фрески часовен, на которых изображены религиозные мотивы, а также сцены, вдохновленные добычей серебра и чеканки монет. Такие темы искренне характеризуют атмосферу Кутна Горы – богатого города, народ которого тяжело работает на рудниках, чтобы создавать огромное богатство своей общины и смирение, осуществленное в вечном доме Бога. Самый изящный пример Готической живописи – это художественные оформления Часовни Смишека. Михаль Смишек Врчовиште (Michal Smisek Vrchoviste), типичный представитель местной аристократии, который возглавлял строительное управление в то время, и его жизнеописание стало обобщающей историей всех людей, поднятых к дворянскому статусу из-за своего богатства. Его богатая борьба за дворянский титул привела к покупке часовни в 1485 году и украшению ее по своему желанию. Главный мотив фрески – это сцена исполнения обета, на которой изображен, вероятно, Михаль Смишек непосредственно со своей семьей перед алтарем. Другие мотивы включают Королеву Фив, Прибывающих к Соломону, Испытанию Траяна и Предсказательницв Тибурт. Хранилище часовни украшено группой ангелов. Часовня была разработана и украшена, чтобы служить часовней для похорон, и Михаль Смишек был погребен в ней в 1511 году. Автор картин не известен; бесспорно, то, что его творчество было вдохновлено голландскими мастерами, и, вероятно, именно он рисовал фрески в доме Сантруриновского (Sankturinovsky). Смежная часовня была куплена гильдией винчеров в 1493 году. Артистическое качество художественных оформлений несколько ниже, но эти фрески имеют очень большую важность, поскольку подробно описывают трудовые сцены. Такой художественный подход к оформлению также применяется в Часовне Чеканщика, где стены украшены мотивами, вдохновленными чеканкой монет.

Другая стадия истории собора началась с периодом ордена Иезуитов в Кутна Гора в 1626 году. После войн собор пришел в упадок. Барочные реконструкции, выполненные орденом Иезуитов, представлены, главным образом, алтарем и Часовней Святого Франца Хавериуса. Добавляя алтарь Святого Франца, новый алтарь был установлен перед северным нефом, посвященным Святому Игнатию Лойоле и были перенесены монументальные фрески периода Реформации Святого Игнатия Лойола с Замка Яна Кареля Коварч с 1746 года. Внешний вид собора был значительно изменен благодаря новой крыше, которой заменили оригинальную крышу нефа и галереей, соединяя Собор Святой Варвары с новым Иезуитским Колледжем. После упразднения Иезуитского ордена на территории Чехии, собор перешел в руки Национального Религиозного Фонда и начал приходить в упадок. Собор сохранился до настоящего времени только благодаря главной реконструкции, выполненной Лаблером и Мокером, чешскими самыми важными архитекторами, в конце 20-ого столетия; они восстановили оригинальную крышу, расширили церковь одной областью нефа, заменили временную западную стену новой неоготическим фасадом и провели реконструкцию интерьера, также. Скрипучий барочный орган заменили новым инструментом из мастерской местного органиста Яна Тучека. Современный интерьер собора находится во власти главного алтаря, датирующегося 1901 – 1905 годами, который был сделан согласно Готическим планам, описанным в исторических мемуарах “Pameti Jana Korinka”. Неоготический вид церкви был усилен витражами, сделанными Франтишеком Урбаном, изображающие сцены из истории Кутна Горы и чешского королевства и содержит напоминания о тех, кто поспособствовал восстановлению собора; одно из окон – например, представляет воспоминания о посещение Императора Франца Иосифа I в Кутну Гору в 1906 году и его пожертвования.

Часы работы: Октябрь – апрель: 10:00 – 16:00; Май – сентябрь: 9:00 – 17:30 (в понедельник 10:00 - 16:00)
Входная плата:
Взрослые: CZK 50
Дети, студенты: CZK 30
Контактная информация: телефон: +420 327 512 115 (дом священника)